Jump to content
Sign in to follow this  
Nick371

Установка вентилятора на BMW R1150GS

Recommended Posts

Основная задача была облегчить работу двигателю (снизить температурный режим ) при езде по лесным и пр. дорожкам, где движение происходит на 1-2 передачах, а также в пробках и т. д. Вторая задача — сделать это без каких либо значительных внедрений в конструкцию мотоцикла.

На Ali был куплен могучий китайский вентилятор: https://aliexpress.ru/item/33003413621.html


Два основных к нему требования: это размер(чтобы можно было впихнуть в весьма компактное пространство за радиатором) и наибольшая для данного размера мощность(чтобы охлаждал, а не просто крутился).
Размер был найден подходящий: 80*80*38 мм(влезает без каких-либо подпиливаний оригинальных деталей, пришлось только спилить два нижних задних уха самого вентилятора(видно на фото ниже), чтобы не мешались при повороте руля).
Мощность у данного вентилятора при его размере оказалась зверская:vdv:, ну и потребление соответствующее: 4,9А, 59 Ватт.

Скорость 13300 об/мин,

Производительность 140 CFM, что соответствует 238 м3/ч и для вентилятора такого размера показатель более чем достойный и мощнее для данного размера, даже из более дорогих, найти не удалось.

Правда и уровень шума у него также соответствующий 71.5dba, т. е. при включении и работе звук как у истребителя на взлете…:) ...при 120км/ч его слышно.:facepalm:

Далее нужно было установить и подключить этот суперагрегат.

Установка не составила никакого труда. Крепится он тремя хомутами: двумя притягивается к верхним металлическим ушам крепления морды, и третьим снизу за то место, где соединяется клюв и пластик под радиатором. Фото не очень информативные, т. к. места для проведения фотосъемки там не много, но в целом должно быть понятно. Данное крепление прошло уже порядка 7-8 т.км и полностью подтвердило свою профпригодность: ничего не разбалтывается и не отваливается:

IMG_20200707_142607-min-min_photo-resizer.ru-min.jpg

 

Но, не смотря на небольшие габариты, вентилятор все-таки выступает вниз и из-за дугообразной формы пластиковой пластины под радиатором не плотно прилегает к радиатору:
IMG_20200707_142551-min-min_photo-resizer.ru (2)-min.jpg

Что в целом не мешает выполнению его функции, хотя эффективность конечно снижается. Но для перфекционистов - всегда можно подпилить пластину под радиатором и зашить куском пластика выступающую снизу часть вентилятора: вентилятор встанет ближе к радиатору и не будет в холостую забирать воздух снизу. Я решил пока ничего не пилить.

Подключение осуществлялось через кнопку на руле через реле. Управляющий плюс на реле брался с зеленого провода после зажигания, силовые с аккумулятора через предохранитель:
IMG_20200914_130649-min-min_photo-resizer.ru-min.jpg

Кнопка:
IMG_20200707_142704-min-min_photo-resizer.ru-min.jpg


Реле было установлено между аккумулятором и сиденьем для лучшего доступа и т. к. место слева рядом с ABS уже было занято:
IMG_20200707_142655-min-min_photo-resizer.ru-min.jpg


Поездив какое-то время с такой схемой, таки, решил слегка модернизировать и внедрить термодатчик, который бы автоматически включал вентилятор.

Изучив интернеты, на Ali был куплен вот такой нормально открытый термодатчик на температуру срабатывания 105С:
https://aliexpress.ru/item/32368291387.html

IMG_20200902_194152-min-min_photo-resizer.ru-min.jpg

Он был установлен в правой верхней части радиатора, куда у нас поступает масло от двигателя.
IMG_20200902_182131-min-min_photo-resizer.ru-min.jpg

Подключен он был в существующую схему вот таким образом (в разрыв управляющего минуса):
IMG_20200914_130856-min-min_photo-resizer.ru-min.jpg

Таким образом, чтобы данная схема работала в автоматическом режиме, кнопка на руле должна быть постоянно включена.

Я намеренно не стал пока переделывать схему, так как, во-первых, это все находится в стадии эксперимента, а во-вторых, у этой схемы тоже есть существенный плюс при работе с данным датчиком(об этом ниже).

Проблема данных датчиков заключается в большом гистерезисе — дельте между температурой включения и выключения датчика. Т.е. заявленная величина гистерезиса составляла 15С, что при включении на 105С, соответствовало отключению на 90С. При этом указывалась еще и погрешность в 10С, что на практике означало отключение на 80С. При проверке датчика так и оказалось: замыкание контактов происходило при 105С, размыкание при 80С. Что означало, что при окружающей температуре выше градусов 10, датчик самостоятельно не будет отключать вентилятор в силу того, что масло в радиаторе не охладится до такой величины. На практике так и получилось. Вентилятор при утыкании в пробку или при движении по лесу на 1 передаче включается и работает пока его принудительно не выключишь (именно для этого кнопка выключения и была оставлена на управляющем плюсе а не запараллелена с датчиком на управляющем минусе) или радиатор сам остынет при остановке на отдых или заправку. Движение даже по шоссе не дает температуре на радиаторе опустится ниже 80С (дождь и окружающую температуру ниже 10С не рассматриваем — в этом случае всё будет ОК ).

Что хорошо в данной схеме с датчиком в отличие от схемы с чисто ручным управлением, это то, что, увлекшись ездой, не забудешь включить вентилятор. А выключить, выехав на шоссе, его тоже не забудешь, так как до 120 км/ч его слышно даже при езде с не очень громким прямотоком :)

Что вообще дает весь этот колхоз?:nda: Этот колхоз дает снижение температуры на радиаторе при температуре двигателя в районе 100С и окружающей температуре 18-20 градусов при движении на 1-2 передачах примерно на 10С. Соответственно, чем выше температура двигателя и ниже окружающая температура, тем больше будет это значение, и, если все наоборот, то меньше.

Подводя итог всей этой писанине, можно сказать, что за стоимость меньше 1000 руб (500руб сам вентилятор + реле + датчик + провода и клеммы) ИМХО оно того стоит: если можно облегчить жизнь двигателю, то почему этого не сделать?…

С другой стороны тому кто не заезжает в лес и практически не бывает в пробках данный усовершайзинг не нужен в принципе.

Возвращаясь к управлению вентилятором, нужно сказать, что самое оптимальное было бы поставить датчик с малым гистерезисом, скажем градусов 5 (или 10): чтобы датчик включался на 105С, а выключался на 100С, но я такого термодатчика не нашел.

Есть также замечательное решение установки датчика с контроллером с возможностью настройки температуры включения и выключения, что упоминалось в соответствующей теме от Trail Tech:

https://www.trailtech.net/en-us/shop/accessories/motorcycle-parts/fan-kits/fan-kit-universal-radiator-oil-cooler/

Но стоимость данного решения как-то не очень радует, особенно, если учитывать, что вентилятор, который идет в наборе, к нам не влезет.

Найти необходимый контроллер с термодатчиком отдельно также не получилось. На Ali можно найти много контроллеров с датчиками, но они рассчитаны максимум на 125С, а большинство до 110С и, исходя из описания, при достижении этой температуры контроллер отключается и, соответственно, отключает встроенное реле, и, в нашем случае, вентилятор, в тот момент, когда ему надо работать и работать…:)

Если необходимый контроллер с датчиком появится в продаже за вменяемые деньги — тогда буду совершенствовать систему...

  • Like 5

Share this post


Link to post
Share on other sites

осталось заморочится и напечатать на 3д принтере переходник для вентилятора, что бы плотнее прилегал к радиатору и не выступал за габариты радиатора..., а так же установить частотник)))))

жду продолжения )))) 

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если нужно, могу помочь и сделать 3д модель для принтера

  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так Коля, поехали тогда "от наших баранов". Чего хотим - чтобы движок работал в максимально возможно комфортном режиме за небольшие деньги. Чего не хотим - врезаться в систему охлаждения. Получается, как мне кажется, всего 2 варианта. 1) Контроллер, 2) какая-то электронная приблуда, которая даёт сигнал на включение вентилятора при включении 6й риски на дисплее РИД и вырубает на 5й (на мой взгляд хуже, т.к. температура будет выше). Значит либо искать недорогой контроллер, либо компьютерщика, который сможет отвести сигнал с РИДа. Кстати, в диагностической программе, есть вариант замера температуры (именно так и выясняли, на какой температуре какая риска включается) и, если какой-то компьютерщик (есть же среди Гусеводов программисты) смог бы сделать программку (и запихнуть её в какую-то маленькую коробочку))), которая снимала бы температуру прямо с датчика, который уже есть в мотоцикле, это был бы вообще идеальный вариант.

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 часов назад, Lor сказал:

осталось заморочится и напечатать на 3д принтере переходник для вентилятора, что бы плотнее прилегал к радиатору и не выступал за габариты радиатора..

 

12 часов назад, lexx сказал:

Если нужно, могу помочь и сделать 3д модель для принтера

@lexx, спасибо за предложение. 

Чтобы там снять размеры, надо разобрать всю морду, - пока нет времени на это, да и сезон еще не закончился...может быть позже... 

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 минут назад, Eli сказал:

... 2) какая-то электронная приблуда, которая даёт сигнал на включение вентилятора при включении 6й риски на дисплее РИД и вырубает на 5й...

...и, если какой-то компьютерщик (есть же среди Гусеводов программисты) смог бы сделать программку (и запихнуть её в какую-то маленькую коробочку))), которая снимала бы температуру прямо с датчика, который уже есть в мотоцикле, это был бы вообще идеальный вариант.

Итого: так как контроллер с необходимыми характеристиками пока найти не удалось:( - ищется гусевод-компьютерщик:viktory:

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 16.09.2020 в 11:15, Nick371 сказал:

Чтобы там снять размеры, надо разобрать всю морду, - пока нет времени на это, да и сезон еще не закончился...может быть позже... 

В общем, если что пиши.

Теоретически возможно даже будет напечатать, если размеры впишутся в размер принтера ( у товарища имеется). Там уже по месту видно будет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 16.09.2020 в 11:15, Nick371 сказал:

Чтобы там снять размеры, надо разобрать всю морду

для эксперимента предлагаю)))):

1. дать размеры крепежа самого вентилятора, что бы выполнить соединение "улитки"

2. дать размер высоты радиатора (может чуть меньше), а ширину дать 2/3 от ширины радиатора, что бы можно было вплотную установить "улитку" к радиатору.

3. дать расстояние от плоскости вентилятора и плоскости радиатора

По этим размерам думаю @lexx cможет сделать макет и можно будет выполнить печать "улитки" на принтере))))

Share this post


Link to post
Share on other sites

вообще есть готовое решение для рт1150 (вроде как на GS подходит) - приблуда переходник под кулер существует в природе(надо пошукать). А начет кулера есть вроде немного меньше и встают прямо в нишу (можно поставить два)

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 часов назад, motophil сказал:

для рт1150 (вроде как на GS подходит)

Народ пишет, что не подходит, на РТхе места больше.

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 часов назад, Lor сказал:

для эксперимента предлагаю)))):

1. дать размеры крепежа самого вентилятора, что бы выполнить соединение "улитки"

2. дать размер высоты радиатора (может чуть меньше), а ширину дать 2/3 от ширины радиатора, что бы можно было вплотную установить "улитку" к радиатору.

3. дать расстояние от плоскости вентилятора и плоскости радиатора

По этим размерам думаю @lexx cможет сделать макет и можно будет выполнить печать "улитки" на принтере))))

Идея хороша, но ...
2. Дело в том что вентилятор не встает сверху впритык к верхнему краю радиатора, т.к. упирается в поперечину крепления морды.
3. Это расстояние также почти 0 сверху и около сантиметра снизу....
...кроме того пластик под радиатором в который снизу упирается радиатор имеет полукруглую форму...

....в общем, если делать корпус по уму, то всё немного сложнее чем кажется и с первого раза тоже скорее всего не получится - деталька должна быть очень сложной конфигурации...

Я максимум, что сделаю до конца сезона, так это зашью нижнюю выступающую часть вентилятора куском пластика от канистры:balalayka:, учтя при этом дугу пластика под клювом...и посмотрю окажет ли это какое-нибудь существенное влияние на охлаждение.
 

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 часов назад, motophil сказал:

вообще есть готовое решение для рт1150 (вроде как на GS подходит) - приблуда переходник под кулер существует в природе(надо пошукать). 

Увы, не подходит:(. Даже, если радиаторы у нас одинакового размера, то по высоте не встанет из-за поперечины морды и по глубине из-за недостатка места за радиатором.

 

13 часов назад, motophil сказал:

А начет кулера есть вроде немного меньше и встают прямо в нишу (можно поставить два)

Да, есть. Да, можно воткнуть два. Но по производительности, даже два уступают в разы. Мощных маленьких не нашел.
сли найдутся два со схожей или чуть меньшей производительностью - с удовольствием поставлю, т.к. это избавит от этой щели сложной формы между радиатором и вентилятором.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×